Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Люди Арктики
Автор: И. Гирш
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "Прочее" |
Рубрика «Люди Арктики»
Сергей Николаевич Инсаров – организатор и руководитель международных массовых парашютных экспедиций на Северный полюс.
Пять стихий Сергея Инсарова
Вашему вниманию интервью с человеком, покорившим и покоряющим самые разные стихии.
Небо Сергея Инсарова
- Сергей Николаевич, с чего началось Ваше небо?
- В конце марта 1971 года после весенних школьных каникул одиннадцатилетний я с папой возвращался из Ленинграда в Москву на рейсовом самолете. Это было моё первое прикосновение к небу, и не скажу, что оно произвело на меня какое-то сильное впечатление. Почему «речные трамваи» не проваливаются сквозь волны – меня в детстве удивляло, а то, что самолёт летает было само собой разумеющимся.
- Когда и почему Вы начали заниматься парашютным спортом?
- Совсем недалеко от моего дома, в подвале раньше просто красивой, а теперь «элитной сталинки» располагался «Клуб юных космонавтов им. В.Комарова» (сокращённо – КЮК). И в его окрестностях было расклеено предостаточно «листовок»: ДОРОГОЙ ДРУГ! Если ты хочешь прыгнуть с парашютом – приходи по адресу: ул. Горького, д. 9. Вход со двора. Как было не пойти туда? Хотя, судя по географии мест жительства занимающихся в КЮКе ребят и девчат – такие объявления были расклеены по всей Москве. Так что я полагаю – мне это было «предопределено».
- Вам никогда не хотелось модернизировать парашют?
- Например, чтобы он сам укладывался? Хотелось…
- Почему Вас называют самым “полярным” парашютистом планеты?
- У меня больше всех прыжков на Северный полюс – двадцать пять. Но я не знаю, как этот «показатель» может характеризовать человека.
- Все помнят первую любовь, первую серьезную эмоцию. Каким был Ваш первый прыжок?
- Помню, когда я получил водительские права и отправился в свою первую самостоятельную поездку по Москве, мне нужно было повернуть с Метростроевской (сейчас это Остоженка) на Садовое кольцо. В то время было непринято пропускать других участников дорожного движения, даже наоборот было принято. И «влиться» в поток снующих автомобилей – вот это была серьёзная эмоция – до сих пор помню, как пот по спине бежит… А первый прыжок? Открывается дверь самолета, там внизу – что-то очень похожее на макет железной дороги (в магазине «Лейпциг» такая стояла). Команда «Пошёл!» - пошёл. Несколько секунд чего-то непонятного и уже висишь – как будто к небу гвоздями прибитый. Потом становится видно, что земля приближается, потом бултых в снег и куда-то едешь – купол как парус… Потом, когда парашют собрал и через всё поле по пояс в снегу идёшь к месту сбора… Впечатлений масса и радость какая-то…
- Говорят, не боятся только дураки. Какая самая напряженная ситуация в небе произошла с Вами?
- Напряженность ситуации не зависит от того, боишься ты её или нет. Есть, конечно, древняя парашютная мудрость: старых смелых парашютистов не бывает – но это чтобы совсем на рожон не лезли. Я знаю человека, у которого тридцать тысяч прыжков. Он что, 30 000 раз боялся что ли? Так что про дураков - это какой-то неуместный журналистский штамп. А парашютисты из вежливости журналистам поддакивают. По существу вопроса: у меня среди всяких «особых случаев» (так называется эта тема в программе парашютной подготовки) был один случай, когда я думал, что уже «всё». Но продолжал делать так, как учили, и «выдернул себя из болота вместе с конём» - парашют раскрылся-таки метрах в пятидесяти над землёй. Это одна секунда падения – для понимания… А причина – личное разгильдяйство! Но страха, кстати, не было – досаду и чувство вины помню – ведь кого-нибудь могут серьёзно наказать из-за меня.
- Пилотов «встречают» по налетанным часам, а парашютистов, видимо по количеству прыжков. Сколько их у Вас?
+/- 6000
Океан Сергея Инсарова
- Искала Ваши фотографии в интернете – наткнулась на практически голливудский кадр – ладно скроенный мужчина за штурвалом… и море… Какая стихия была первой: небесная или водная?
- Небесная. Даже две небесных – я еще на самолете летать умею… А ещё крестиком вышивать могу. Про вышивать – пошутил, но парашют приучает правильно держать иголку с ниткой…
- Только смелым покоряются моря… поется в известной песне. Какие моря покорены Вами?
- Вы так романтично сформулировали голливудский вопрос, я так же романтично отвечу: солёные брызги волн всех океанов планеты высыхали (или замерзали) на моих губах…
- Есть один известный мем в интернет-пространстве. На фотографии с изображением Федора Конюхова написано «А чего дома-то сидеть». Сергей Николаевич, вот Вы как известный путешественник скажите, что не дает покоя, почему тянет в дорогу? Проверка себя на прочность, желание приключений, жажда познавать?
- Долгое странствие делает всех «известных путешественников» похожими друг на друга – борода, всклоченные волосы… Так вот однажды, оказавшись в одном порту (на Канарах где-то) с легендарным «Крузенштерном», экипаж нашей яхты по приглашению наилегендарнейшего крузенштерновского капитана – Геннадия Васильевича Коломенского поднялся на борт этого четырёхмачтового красавца. И один из матросов-студентов-практикантов спросил меня: А Вы не Фёдор Конюхов? Меня чем-то огорчил этот вопрос. А вот что «тянет в дорогу» – не знаю. Просто что-то тянет…
Горы Сергея Инсарова
- Конечно, хочется, чтобы Вы рассказали про подарок – “персональную” гору Артура Николаевича Чилингарова. Как пришла такая идея и как удалось это воплотить.
- Идея, согласен – хорошая. Но если по закону Дважды Герою полагается бронзовый бюст на Родине – то общественным признанием может послужить именная горная вершина. А воплотить это для меня было не трудно: телефонный звонок на Алтай друзьям-альпинистам, совместный с ними поиск на карте «невосхождённой» вершины (чтобы по праву первовосходителей дать ей имя), самолетом до Барнаула, на УАЗике в сторону гор – до куда он доедет, три дня верхом, два дня пешком – и мы у цели. День на подготовку и разведку маршрута, день на восхождение. Подарок юбиляру понравился.
- Лучше гор могут быть только горы… спел нам гениальный Владимир Семенович Высоцкий. Ваш личный список покоренных вершин? Ну и логичное продолжение вопроса о том, какие бы хотелось покорить.
- Мне кажется, альпинисты не любят этот глагол – «покорить». И вообще большинство нормальных людей идут в горы, чтобы просто прикоснуться к их красоте и величию. И для этого не обязательно карабкаться на вершину. Существует много-премного маршрутов, чтобы увидеть, почувствовать и понять горы. А коллекционировать вершины – возможно в этом что-то есть от тщеславия (не знаю – грех ли это?). Хотя если конкретному человеку важно сказать себе: «Я сделал это!» – что может быть лучше горной Вершины? Дерзайте! Это я про нормальных людей говорил, но есть такие, которым вершины нужны как кислород. Они не могут без вершин жить – приходится их покорять. И нам, нормальным, никогда не понять зачем и как они это делают.
У меня из списка самых «вершинистых» вершин есть восхождения на Эльбрус (самая высокая гора в Европе) и Килиманджаро (самая высокая гора в Африке). Ну, и на вершину Эльбруса с группой товарищей дважды прыгал с парашютом.
Возвращаясь к Пику Чилингарова – рядом с ним есть ещё две безымянные пока вершины. И с тех самых пор хочется назвать их – одну Пик Полярников, а другую – Слава ВДВ! Дело в том, что погружение на дно Ледовитого океана и установка там флага России состоялись 2 августа – в День ВДВ. И логистика «покорения» этих двух вершин видится такой: группа почетных полярников прилетает на вершину на вертолёте. И пока на пике Полярников проводятся торжественные мероприятия – группа отважных парашютистов с этого же вертолёта выполняет парашютный прыжок на вершину соседней горы. Большо-о-ой флаг ВДВ специально для прыжков у меня есть… Теперь надо успеть сделать это до 100-летия ВДВ в 2030 году.
- Иногда приходится слышать такое словосочетание «закон гор». Какой закон гор познали Вы?
- Я не знаю. В фильме «Кавказская пленница» этот закон был сформулирован достаточно однозначно… Вы то намекаете, наверное, на что-то вроде «в связке с тобой одной»… Но это не закон гор, это вообще закон жизни. А работает он так для тех, кто может и закона не знает, а товарища в беде не бросит. Но это познаётся, к сожалению, только эмпирическим путём – кто бросит, а кто нет. Было бы здорово, если бы «теория эволюции» работала в сторону уничтожения «гена предательства» (если такой есть, конечно). И мы все были бы тогда честные-честные, надёжные-пренадёжные… Будем надеяться, что у Человечества ещё есть время эволюционировать в эту сторону.
Ветер Сергея Инсарова
- Ветер – стихия особая. Расскажите, где он мешает, а где наоборот в помощь?
- Есть устоявшиеся человеческие характеристики. Например: ветреная женщина… Хочется переспросить с одесским акцентом: «Ви хотели обидеть или что это означает?» Или: он плывёт по течению… Но если ему туда надо – было бы странно плыть против течения.
Реки текут и впадают в моря (некоторые, правда в озёра – но это как кому повезёт). Море, как ни крути – это часть океана. Разве нам не сюда надо было? Но вопрос был про ветер – отвечаю: «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху, в дикой злобе, на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады»… Что-то ещё можно сказать про ветер? Да, бывает попутный ветер. Да, приятно, когда тебе желают «попутного ветра» - ведь это значит, что ты отчаливаешь… Но для парусника попутный ветер – не самый удобный, кстати. Вот для самолёта – очень удобный. Но есть одно «но». Интересный и парадоксальный пример. Самолёт вылетает из точки А в точку Б. Ветер попутный и равен скорости самолёта. И самолёт прилетит в точку Б в два раза быстрее. Всего в два раза быстрее! А вот обратно в точку А он не прилетит никогда. : ( - грустный смайлик… Разве ветер переменится…
Ещё про ветер – в штате Нью-Мексико есть такой город – Альбукерка. Каждый год в начале октября там проводится крупнейшая «хот аир баллун фиеста» - по нашему фестиваль воздухоплавания. Я не знаю, как организаторы это делают, но каждый год в начале октября ветер там дует в противоположные стороны одновременно. В приземном слое – в одну сторону, а на высоте выше трёхсот метров – в обратную. И теперь представьте: тыща воздушных шаров (правильно: тепловых аэростатов) взлетают друг за другом почти без интервала и заполняя собой всё небо улетают в сторону горизонта. Не долетая до горизонта набирают высоту и пролетая над зрителями, оставшимися внизу, снова снижаются… И такая «карусель» - несколько часов, пока газ не кончится. А шары не просто красиво-разноцветные – половина из них так называемые «спецформы»: динозавры и медведи, мотоциклы, автомобили и подводные лодки, гигантские рожки мороженного и чашки с чаем или кофе, конфетки и шоколадки… Но летают эти шары не просто покрасоваться перед зрителями. В центре «лётного поля» установлен своеобразный «магнит»: столб, к вершине которого на длинной верёвочке привязан самый обыкновенный воздушный шарик надутый гелием – чтобы тоже рвался в высоту. И на этой же верёвочке ключ от приза: когда от «крутой тачки», когда от коттеджа в элитном посёлке… Кто первый ближе всех пролетит и сумеет шарик сорвать – тот на этой «тачке» или в этот коттедж и уедет. Представляете, какая вокруг шарика толкотня! И красота! И всё это было бы невозможно без ветра…
- Сергей Николаевич, ещё я видела Ваше фото с гитарой… Как формируется репертуар?
- Значит так: я знаю аккорды – больше трёх. Могу в разных ритмах тренькать по струнам. Так что простенький аккомпанемент и бэк-вокал – это моё. При хорошем «фронт-мэне» получается, что «мы вместе» неплохо поём. А уж если поёт группа лиц – никто и не заметит, если вместо до-мажор-септ-аккорда взять обычный до-мажор… А вообще, когда я один еду на своем дизельном микроавтобусе с не самой хорошей звукоизоляцией – я и сам с удовольствием пою. Репертуар – что в голову придёт. И ещё – с высоты своих прожитых лет: если человек умеет петь и не поёт – это несчастливый человек. И специально для таких придуманы грустные песни…
Земля Сергея Инсарова
- Про Землю что-то можете рассказать, чего не знают другие живущие на земле?
- Попробую. Вдруг действительно этого кто-то не знает. Во-первых: Земля самая красивая планета во Вселенной. Во-вторых: она совсем не такая, какой мы её видим. История для примера – ездили мы с моим другом на автомобиле по горным дорогам Патагонии. Интересно, красиво, временами даже волшебно. Если бы не необходимость регулярной замены проколотых колес – можно было бы сказать – сказочно! И вот в одном месте внизу под обрывом, над котором идёт наша дорога взору открывается вид на необычайной голубизны озеро, берега которого поросли изумительного изумрудного цвета травой, и как на этой картине контрастного цвета доминанта: на мелководье – сотни, если не тысячи розовых фламинго… Как было не остановится, не спуститься на пару сотен метров вниз – поближе к этой красоте! И напрасно. Хотя – я бы тогда и сам не узнал и вам не рассказал… Короче: изумрудная, сверкающая капельками росы трава растёт на такой противно чавкающей на каждом шагу и противно пахнущей илистой жиже. Здесь же – в этой траве, останки растерзанного каким-то хищником фламинго с колышащимися на ветру по-прежнему волшебно розового цвета пёрышками.
Мой вывод про Землю: она создавалась совсем не для человека. Она создавалась для фламинго и для тех живущих в красивом болото-озере рачков, поедаемых «фламингами», которые и придают, кстати, этим стройным птицам сходство с танцовщицами из Мулен Руж – в смысле красивости расцветки нарядов. Наша прекрасная Земля создавалась для противно квакающих лягушек и для затаившихся в засаде хищников, поджидающих и фламинго, и лягушек и кто ещё там ещё появился на свет и сумел дожить до времён, когда по планете расселился их общий враг.
Без человека у планеты не хватит силы самой себя уничтожить. Да, она остынет когда погаснет солнце, но это будет очень не скоро. Человек обогнал всех своих земных сопланетников по развитию мозга. Земля попросит Человека: Включи мозг!
С.Н. Инсаров, Н.И. Пчёлкин. Проверка средств связи в полевых условиях, 2024 год.
20 марта 2024 г. Сергей Инсаров встретился с участниками проекта «Встреча поколений». Мероприятия в рамках проекта "Встреча поколений" организованы Международным гуманитарно-просветительским центром "Полюса Земли", Ассоциацей полярников и участии Русского географического общества.
Подробнее здесь
Действительный член Русского географического общества, полярный исследователь, спортсмен-парашютист, видный общественный деятель. Автор общественно важных и патриотических проектов, куратор и участник многих экспедиционных проектов. Организатор и руководитель международных массовых парашютных экспедиций на Северный полюс. Единственный в мире парашютист, который прыгнул с парашютом 25 раз на Северном полюсе. Мастер спорта международного класса, чемпион мира по парашютному спорту, обладатель Кубка Мира, рекордсмен Европы, чемпион России, лауреат премии «Яхтсмен года», путешественник, альпинист – человек, покоривший и покоряющий самые разные стихии.
В январе 2024 г. принял участие в регламентном мероприятии Службы радиообеспечения РГО по проверке средств связи – подробнее здесь
Просмотров всего 3,928, сегодня 6 |
Обновлено 26.03.2024 13:33:12 Статью прислал - И. Гирш Источник: https://rusnewsday.ru/ |
Отредактировать текст этой статьи? Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |
Смотрите также
Комментарии
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Оставьте свое мнение
Комментарии 6
Спасибо автору за прекрасную статью о Арктике, связи и ПКРЕ -помощнике капитана по радиоэлектронике. Как будто сам там сейчас побывал. Проработал в торгвом флоте более 50 лет- ДВМП и других компаниях,работая позывным UA0LKM/mm. В 2001 году, были захвачены вооруженной группировкой в районе Шри Ланки. Пока капитан был блокирован, успел передать сообщение о захвате судовладельцу, по спутниковой системе ГМССБ. Вооруженным бандитат не удалось нас увести в намеченную ими точку. В результате судовладелец, передал нашу информацию в МИД, и нам навстречу был выслан корабль ВМФ Шри Ланки. Все обошлось благополучно. Сейчас на торговых судах, помощника капитана по радиоэлектронике сократили, обязанности выполняю судоводители, которые могут только нажимать кнопки и все. А остальное радионавигационное оборудование, работает пока работает без обслуживания. После морей, работая нач.службы связи судоходной компании, пожинал эти плоды горе-судовладельцев. 73 de UA0LKM ex /mm
На дне Северного Ледовитого океана, в районе подводного хребта Ломоносова, есть долина названная в его честь: Долина Сенько от 87 ° 04’ северной широты 97 ° 00’ западной долготы до 87 ° 45’ северной широты 101 ° 10’ западной долготы. А в Антарктиде есть гора, названная в его честь: гора Сенько на 71 ° 25,2’ ю.ш. 12 ° 46,8’ в.д. на хребте Заварицкого. 73! RA3III
Если я не ошибаюсь, то именно П.К.Сенько был одним из тех кто запускал "Ленинградскую" и "Русскую" станции в Антарктиде. Они находятся в одних из самых жёстких погодных условиях. Станция "Русская" вообще считается полюсом ветров - там скорость ветра доходит до 80 метров в секунду. Такого больше нигде в мире нет!
Евгений, касаемо "И похоронен там же на полюсе". Не совсем так.. Павел Кононович умер 2 марта 2000 года в Санкт-Петербурге. Некоторое время до смерти он составил завещание, в котором попросил захоронить его прах в Антарктике, на кладбище полярников на острове Буромского. Последняя его воля была исполнена 16 сентября 2001 года, его могила находится рядом с могилой первого капитана судна "Обь" Ивана Александровича Мана. Кстати, моя хорошая знакомая режиссёр Ольга Стефанова со своей командой сняла фильм про остров Буромского - https://youtu.be/FeN1LMy7uyI?si=iuTJr_v-jKdlzHRC Рекомендую посмотреть!
Я так понимаю то, что целью конкретно этой публикации было рассказать про одного из множества людей имеющих отношение к Арктике, а не именно о тех кто вошёл только в группу первых парашютистов. Здесь опубликовано интервью с нашим современником - ныне здравствующим и до сих пор участвующим в различных арктических проектах. Возможно, что далее будет ещё серия публикаций и про других важных и героических личностей вошедших в историю В 1948 году П.К.Сенько был в группе учёных, среди которых был и М.М.Сомов.
Но первым парашютистом был же Павел Кононович Сенько. И похоронен там же на полюсе. Напишите пожалуйста про него. 73! RA3TD